СПК им. Н.К.Крупской 90 лет

Все новости / Оставьте комментарий

Краевед Нина Владимировна Нестерова собрала огромный материал об истории хозяйства, об его людях. В честь юбилея мы решили опубликовать часть трудов местного историка о знаменитом хозяйстве

В далеком 1929 году

1929 год. На железнодорожной станции Мелекесс работа шла полным ходом. Подходили все новые и новые составы с необычным грузом. В огромных деревянных ящиках поблескивали новые детали. Рабочие в фуфайках и кафтанах, в старых кожанках и выцветших солдатских шинелях выгружали ящики. Забывая о морозе, озябшими руками собирали трактора. Это были два трактора, которые совхоз получил в 1929 году. Привели стальных коней со станции в совхоз Василий и Семен Плисовы.
В.Н. Мошин работал в совхозе со дня его организации в течение двух лет. В годы Великой Отечественной войны – заместитель командира танковой дивизии.
В адрес совхоза поступали различные станки для механических мастерских, необходимый инвентарь: плуги, бороны, сеялки. Тихая спокойная степь огласилась рокотом моторов, осветилась ярким электрическим светом, а по проселочным дорогам побежали автомобили. Появились первые палатки, закладывались фундаменты первых бараков. Появилось новое советское хозяйство – совхоз имени Н.К.Крупской.
Место для будущего совхоза выбрано прекрасное: неоглядная степь, весной покрытая разнотравьем, на юге и востоке (широкая -750 м и 25 км – длиной) лесная полоса. Первые строители жили в палатках и временных землянках. Набирали рабочих из близлежащих сел и Мелекесса. В числе старожилов совхоза были: Федот Митрофанович Грицков, Михаил Матвеевич Мошков, Иван Николаевич Горячкин, Дмитрий Арсентьевич Меркулов, Лидия Павловна Курылева, Вера Петровна Лощилина, Иван Константинович Пастухов и другие. Все они прокладывали первые борозды, добивались первых успехов. Наравне с мужчинами работали и женщины: садились за штурвалы тракторов и комбайнов, за руль автомобилей. Это Матрена Васильевна Волкова, которая работала на американском тракторе “Катерпиллер”, а потом – шофером, Антонина Дмитриевна Коломийцева – шофер, Вера Петровна Некрасова (впоследствии – Лощилина). Вера Петровна приехала из Мелекесса. Городская девушка сразу влилась в коллектив строителей и первых организаторов совхоза. Они первыми ставили колышки, обозначая границы совхоза. Потом она первая в совхозе встала за токарный станок, а в годы войны села за штурвал трактора.
Весной 1929 года было засеяно 1070 гектаров яровых культур, а к осени было поднято 6647 га целины. Были созданы первые комсомольские бригады, одной из которых руководил Федор Жуков. Его бригада неоднократно была передовой и премировалась. Был в передовых и тракторист Павел Леонтьевич Клюев, его бригада долгое время удерживала переходящее знамя парткома и дирекции совхоза.
К 1931 году площадь совхоза составляла 50718 гектаров, было семь отделений (сейчас в СПК пять отделений). Потом земли около сел Березовка и Мусорка отошли к Самарской области. На вооружении совхоза было уже 87 тракторов, 52 комбайна и 30 автомашин. К этому времени было построено 13 зернохранилищ, 10 гаражей, две мастерских по ремонту машин, животноводческие помещения, электростанция, шесть столовых, клуб, больница и амбулатория, школа, пекарня. Всего было возведено сто различных зданий.

Вначале возвели контору

Иван Васильевич Бугринский – 1902 года рождения, уроженец с. Кирилловка Ставропольского района Самарской области – был одним из первых строителей совхоза. К сожалению, Ивана Васильевича сейчас нет с нами, но воспоминания его сохранились.
В 1929 году он возил воду, глину, камни, песок для строительства совхоза. Камень возили из Пролейки Елховского района, известь – из Царевщины, песок и глину – из Кирилловки и Бинаратки. Бочка песка или глины стоила 1 рубль, а бочка воды – 20 копеек. В совхозе тогда даже воды не было. Потом пруд построили, позже – второй. Работали вручную, лопатами, тачками возили грунт. Строительством тогда руководил прораб Андрей Яковлевич Суслов, табельщиком был Данилин.
Иван Васильевич хорошо знал Ивана Яковлевича Уткина, которому было 23 года, и он работал трактористом. Помнит историю его гибели, как тот поехал в Мордово-Озеро проводить собрание. Его предупредили, что готовится нападение, но Уткин все равно поехал, провел собрание, и тут напали кулаки. Все выскочили в окно. Но бандиты настигли Ивана Яковлевича в поле и убили его.
Первое здание, которое построили в совхозе, была контора. А до этого были сколочены будки и из досок. Помнил Иван Васильевич первые два трактора, которые прибыли в совхоз, на них работали братья Василий и Иван Наумовы (тоже из Кирилловки). В 1930 году построили в совхозе пекарню, школу, а детский садик – в 1933 году.
Иван Васильевич – ветеран войны, был ранен в голову и руку.

Электричество и первые автомобили

Алексей Филиппович Зотеев приехал в совхоз в 1931 году двенадцатилетним пареньком, жил у брата. Он вспоминал: “Совхоз в то время был красивым. Дома только построили. Прибыли первые автомобили, наладили электричество. Мы до этого ничего подобного не видели”.
В 14 лет Алексей Филиппович поступил учеником слесаря по электрооборудованию комбайнов и тракторов. В 1939 году пришло время идти в армию. Служил на Донбассе. Только бы демобилизоваться, а тут – война. Воевал на Кавказе. Там ранило очень тяжело. После выздоровления – снова на фронт, хотя осколок в ноге был как сувенир до конца жизни.
Воевал до Победы, которая застала его в Польше. После демобилизации, в 1946 году, Алексей Филиппович вернулся в совхоз с орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени и двумя медалями “За отвагу”. Снова работал в центральной ремонтной мастерской, ни разу не изменив родному хозяйству. К боевым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени. В 1979 году ушел на заслуженный отдых тем же слесарем по электрооборудованию.

Нина Нестерова,
краевед. п. Новоселки