Краевед Нина Владимировна Нестерова собрала огромный материал об истории хозяйства, об его людях. В честь юбилея мы решили опубликовать часть трудов местного историка о знаменитом хозяйстве
В далеком 1929 году
1929 год. На железнодорожной станции
Мелекесс работа шла полным ходом. Подходили все новые и новые составы с
необычным грузом. В огромных деревянных ящиках поблескивали новые
детали. Рабочие в фуфайках и кафтанах, в старых кожанках и выцветших
солдатских шинелях выгружали ящики. Забывая о морозе, озябшими руками
собирали трактора. Это были два трактора, которые совхоз получил в 1929
году. Привели стальных коней со станции в совхоз Василий и Семен
Плисовы.
В.Н. Мошин работал в совхозе со дня его организации в
течение двух лет. В годы Великой Отечественной войны – заместитель
командира танковой дивизии.
В адрес совхоза поступали различные
станки для механических мастерских, необходимый инвентарь: плуги,
бороны, сеялки. Тихая спокойная степь огласилась рокотом моторов,
осветилась ярким электрическим светом, а по проселочным дорогам побежали
автомобили. Появились первые палатки, закладывались фундаменты первых
бараков. Появилось новое советское хозяйство – совхоз имени
Н.К.Крупской.
Место для будущего совхоза выбрано прекрасное:
неоглядная степь, весной покрытая разнотравьем, на юге и востоке
(широкая -750 м и 25 км – длиной) лесная полоса. Первые строители жили в
палатках и временных землянках. Набирали рабочих из близлежащих сел и
Мелекесса. В числе старожилов совхоза были: Федот Митрофанович Грицков,
Михаил Матвеевич Мошков, Иван Николаевич Горячкин, Дмитрий Арсентьевич
Меркулов, Лидия Павловна Курылева, Вера Петровна Лощилина, Иван
Константинович Пастухов и другие. Все они прокладывали первые борозды,
добивались первых успехов. Наравне с мужчинами работали и женщины:
садились за штурвалы тракторов и комбайнов, за руль автомобилей. Это
Матрена Васильевна Волкова, которая работала на американском тракторе
“Катерпиллер”, а потом – шофером, Антонина Дмитриевна Коломийцева –
шофер, Вера Петровна Некрасова (впоследствии – Лощилина). Вера Петровна
приехала из Мелекесса. Городская девушка сразу влилась в коллектив
строителей и первых организаторов совхоза. Они первыми ставили колышки,
обозначая границы совхоза. Потом она первая в совхозе встала за токарный
станок, а в годы войны села за штурвал трактора.
Весной 1929 года
было засеяно 1070 гектаров яровых культур, а к осени было поднято 6647
га целины. Были созданы первые комсомольские бригады, одной из которых
руководил Федор Жуков. Его бригада неоднократно была передовой и
премировалась. Был в передовых и тракторист Павел Леонтьевич Клюев, его
бригада долгое время удерживала переходящее знамя парткома и дирекции
совхоза.
К 1931 году площадь совхоза составляла 50718 гектаров, было
семь отделений (сейчас в СПК пять отделений). Потом земли около сел
Березовка и Мусорка отошли к Самарской области. На вооружении совхоза
было уже 87 тракторов, 52 комбайна и 30 автомашин. К этому времени было
построено 13 зернохранилищ, 10 гаражей, две мастерских по ремонту машин,
животноводческие помещения, электростанция, шесть столовых, клуб,
больница и амбулатория, школа, пекарня. Всего было возведено сто
различных зданий.
Вначале возвели контору
Иван Васильевич Бугринский – 1902 года
рождения, уроженец с. Кирилловка Ставропольского района Самарской
области – был одним из первых строителей совхоза. К сожалению, Ивана
Васильевича сейчас нет с нами, но воспоминания его сохранились.
В
1929 году он возил воду, глину, камни, песок для строительства совхоза.
Камень возили из Пролейки Елховского района, известь – из Царевщины,
песок и глину – из Кирилловки и Бинаратки. Бочка песка или глины стоила 1
рубль, а бочка воды – 20 копеек. В совхозе тогда даже воды не было.
Потом пруд построили, позже – второй. Работали вручную, лопатами,
тачками возили грунт. Строительством тогда руководил прораб Андрей
Яковлевич Суслов, табельщиком был Данилин.
Иван Васильевич хорошо
знал Ивана Яковлевича Уткина, которому было 23 года, и он работал
трактористом. Помнит историю его гибели, как тот поехал в Мордово-Озеро
проводить собрание. Его предупредили, что готовится нападение, но Уткин
все равно поехал, провел собрание, и тут напали кулаки. Все выскочили в
окно. Но бандиты настигли Ивана Яковлевича в поле и убили его.
Первое
здание, которое построили в совхозе, была контора. А до этого были
сколочены будки и из досок. Помнил Иван Васильевич первые два трактора,
которые прибыли в совхоз, на них работали братья Василий и Иван Наумовы
(тоже из Кирилловки). В 1930 году построили в совхозе пекарню, школу, а
детский садик – в 1933 году.
Иван Васильевич – ветеран войны, был ранен в голову и руку.
Электричество и первые автомобили
Алексей Филиппович Зотеев приехал в
совхоз в 1931 году двенадцатилетним пареньком, жил у брата. Он
вспоминал: “Совхоз в то время был красивым. Дома только построили.
Прибыли первые автомобили, наладили электричество. Мы до этого ничего
подобного не видели”.
В 14 лет Алексей Филиппович поступил учеником
слесаря по электрооборудованию комбайнов и тракторов. В 1939 году пришло
время идти в армию. Служил на Донбассе. Только бы демобилизоваться, а
тут – война. Воевал на Кавказе. Там ранило очень тяжело. После
выздоровления – снова на фронт, хотя осколок в ноге был как сувенир до
конца жизни.
Воевал до Победы, которая застала его в Польше. После
демобилизации, в 1946 году, Алексей Филиппович вернулся в совхоз с
орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени и двумя медалями
“За отвагу”. Снова работал в центральной ремонтной мастерской, ни разу
не изменив родному хозяйству. К боевым наградам прибавился орден
Трудового Красного Знамени. В 1979 году ушел на заслуженный отдых тем же
слесарем по электрооборудованию.
Нина Нестерова,
краевед. п. Новоселки